Банковская гарантия для обеспечения контракта — это обязательство банка или другой финансовой организации выплатить определённую сумму в случае, если её клиент (гарант) не выполнит свои обязательства по контракту. Некоторые функции банковской гарантии:
- защищает интересы заказчика, страхуя его риски: если поставщик не выполнит обязательство по контракту, клиент получит возмещение;
- подтверждает финансовую стабильность исполнителя заказа;
- упрощает процесс выполнения обязательств по контракту.
Существуют разные виды банковских гарантий, в зависимости от ситуации, в которой принципалу требуется подтверждение его финансовой надёжности:
- Гарантия на участие в тендере или обеспечение заявки. Подтверждает, что поставщик не передумает заключать контракт и не станет отзывать предложение после победы в тендере.
- Гарантия на исполнение контракта/договора. Возмещает заказчику убытки, если тот не получит услуги или товары надлежащего качества и в установленный срок.
- Гарантия на возврат аванса. Выдаётся, чтобы провести предоплату в рамках заключённого договора. Гарант выступает стороной, обеспечивающей возмещение средств.
- Обеспечение гарантийных обязательств. Используется при закупке товаров, работ или услуг с наличием гарантийного срока.
Банковскую гарантию могут выдать только организации, соответствующие строгим критериям и внесённые в специальный перечень Минфина.
Банковскую гарантию в бюджетном учреждении учитывают на забалансовом счёте 10 «Обеспечение исполнения обязательств».
Некоторые особенности учёта:
- Сумма гарантии приходуется на основании первичных документов. Форму такого документа учреждение разрабатывает самостоятельно и утверждает в учётной политике.
- Аналитический учёт по счёту 10 ведут в многографной карточке. В ней указывают наименование принципала, гаранта, сумму гарантии и срок её действия.
- Сумма гарантии показывается в учёте на счёте 10 датой её предоставления по факту.
- Выбытие гарантии отражают датой прекращения обязательства, в обеспечение которого она выдана.
- Если гарантия списывается в результате зачисления денежных ресурсов от банка-гаранта, то учреждение должно начислить задолженность и показать её погашение.
- В учёт банковских гарантий могут быть введены проводки по отражению пени — это необходимо в случаях, когда перевод денежных средств банком по гарантии осуществлён с задержкой.
Порядок учёта банковских гарантий в бюджетном учреждении следует разработать и закрепить в учётной политике.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для госучреждений, где мы публикуем еще больше актуальных новостей законодательства, пошаговые инструкции по ведению бюджетного учета и готовые решения по спорным и сложным ситуациям в бухгалтерском учете.
