Приобретение основных средств – это важный процесс, требующий внимательного отношения к документации и соблюдения установленных правил. В этой статье мы подробно рассмотрим этапы оформления покупки основного средства, основные документы, необходимые для этого, а также проведем анализа особенностей учетных операций.
1. Документальное оформление
1.1. Решение о признании активом:
Первый шаг – официальное решение о том, что приобретаемый объект отвечает критериям основного средства и будет признан в учете как актив. Это решение оформляется в виде документа, называемого "Решение о признании объектов НФА" (форма 0510441).
Важно!К Решению о признании объектов НФА необходимо прикрепить "Лист голосования", в котором отражаются результаты голосования по вопросу принятия решения о приобретении основного средства. За оформление этих документов отвечает специально уполномоченное лицо или комиссия, установленные внутренними документами организации.
1.2. Карточка капитальных вложений (форма 0510440):
Данный документ предназначен для фиксации информации о капитальных вложениях, выполненных в рамках приобретения основного средства. В ней отражаются сведения о стоимости основного средства, источниках финансирования, сроках окупаемости и других важных параметрах. Карточку капитальных вложений заполняет бухгалтерия на основании других документов, в частности, Акта приемки и Решение о признании объектов НФА.
1.3. Акт приемки (форма 0510452):
Акт приемки является основополагающим документом, подтверждающим факт передачи основного средства от поставщика к заказчику. Он формируется в Единой информационной системе (ЕИС) в случае, если приобретение основного средства осуществлялось через ЕИС. В случае закупки вне ЕИС используется специальная форма 0510452. Акт приемки формирует ответственное лицо из приемочной комиссии или другое уполномоченное лицо заказчика.
Операция |
Дебет | Кредит |
---|---|---|
Обычная поставка без временных разрывов |
||
Приняты вложения в основное средство |
0.106.01.310 |
0.302.31.73Х |
Приняты денежные обязательства |
0.502.11.310 |
0.502.12.310 |
Если был разрыв между поставкой и подписанием Акта приемки |
||
Приняты обязательства перед поставщиком за счет резерва |
0.401.60.310 |
0.302.31.73Х |
Приняты денежные обязательства | 0.502.11.310 |
0.502.12.310 |
1.4. Инвентарная карточка (форма 0510442):
Инвентарная карточка - это документ, который содержит полную информацию об основном средстве, включая его наименование, инвентарный номер, дату ввода в эксплуатацию, амортизационную;группу, стоимость и другие характеристики. Инвентарную карточку заполняет бухгалтерия после оформления Акта приемки и определения инвентарного номера для основного средства.
2. Важные моменты при оформлении документов.
2.1. Даты поставки и приемки:
Если дата поставки основного средства не совпадает с датой его приемки, то приемку следует оформлять на основании бумажной первичной документации от поставщика, например, накладной, УПД и т.д.
2.2. Резерв на основные средства:
В учете необходимо сформировать резерв проводкой: Дебет 0.106.01.310 Кредит 0.401.60.310.
2.3. Оплата основного средства:
Денежные обязательства перед поставщиком необходимо принять только после получения подписанного Акта приемки.
Нюансы оформления Акта приемки:
Минфин не регламентировал до конца правила оформления Акта приемки. В результате возникают разночтения и неясности в практике.
Важно! Для устранения возможных проблем с оформлением Акта приемки рекомендуется проконсультироваться со специалистами по бухгалтерскому учету или юристами.
Дополнительные рекомендации.
- Проведите тщательную проверку поставленного основного средства на соответствие заключенному договору.
-
Сохраняйте все документы, связанные с приобретением основного средства, в течение срока их хранения, установленного законодательством.
-
Регулярно отслеживайте изменения в законодательстве, касающиеся приобретения основных средств, чтобы быть в курсе последних требований.
Заключение.
Приобретение основных средств – это сложный процесс, требующий внимательного отношения к документации и соблюдения установленных правил. Соблюдение вышеназванных рекомендаций поможет избежать проблем с налоговыми органами и упростит учет основных средств.