Можно ли директору предприятия одновременно выполнять функции главного бухгалтера?
Вопрос аудитору.
Ваша организация относится к малому бизнесу. Имеет ли право директор на осуществление обязанностей главного бухгалтера? Возможно ли в данном случае оформление совместительства?
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ), руководитель хозяйственного субъекта (за исключением кредитных организаций) обязан поручить ведение бухгалтерии главному бухгалтеру или другому должностному лицу данного субъекта, либо заключить договор на услуги по ведению бухгалтерского учета.
Если организация имеет право использовать упрощенные методы бухгалтерского учета, ее директор может взять на себя обязанности главного бухгалтера. В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона № 402-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) имеют право применять упрощенные методы бухгалтерии. Таким образом, если организация из категории МСП выбирает упрощенный способ учета, директор может выступать в роли главного бухгалтера.
Следует отметить, что упрощенный подход к ведению бухгалтерского учета не может использоваться (ч. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ):
- организации, чья бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту (за исключением политических партий и их региональных отделений либо иных структурных подразделений);
- жилищные и жилищно-строительные кооперативы (ЖК и ЖСК);
- кредитные потребительские кооперативы (в том числе сельскохозяйственные);
- микрофинансовые организации;
- учреждения бюджетной сферы;
- адвокатские коллегии;
- адвокатские бюро;
- юридические консультации;
- адвокатские палаты;
- нотариальные палаты;
- организации, признанные иностранными агентами.
В то же время ч. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ позволяет руководителю делегировать ведение бухгалтерского учета другому должностному лицу. Закон не уточняет, кто именно может выступать в качестве «должностного лица», что предоставляет организациям определенную гибкость. Под «иным должностным лицом» можно понимать как специалиста-бухгалтера, так и самого руководителя. Таким образом, указанные нормы Закона № 402-ФЗ предоставляют возможность руководителю малого бизнеса взять на себя обязанности главного бухгалтера или передать их бухгалтеру-специалисту.
Если руководитель предприятия осуществляет бухгалтерский учет, это должно быть закреплено в учетной политике для целей бухгалтерии.
Что касается выполнения директором обязанностей главного бухгалтера одновременно с его основной должностью, то трудовое законодательство не содержит никаких ограничений в этом отношении (ст. 60.2 ТК РФ). Обязанности можно возложить на директора только при его письменном согласии.
Если директору оформляется совмещение должностей, он будет исполнять дополнительные функции в рамках установленного рабочего времени (без освобождения от основной деятельности) (ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ). В этом случае составляется дополнительное соглашение к трудовому контракту о совмещении и издается приказ о назначении на дополнительные должности.
За выполнение такой работы директору полагается доплата, размер которой определяется по соглашению сторон с учетом объема и содержания дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ). При этом Трудовой кодекс РФ не устанавливает ни минимальных, ни максимальных значений доплаты за совмещение должностей (письма Минтруда России от 16.11.2020 № 14-2/ООГ-16940, Роструда от 31.08.2012 № 1180-6-1).